Вера без дела мертва есть

История церковного колокола как одного из самых прекрасных символов православной веры.

Сложно сказать, когда колокола впервые начали применяться в процессе христианского богослужения. Это связано с тем, что во времена расцвета веры и при начале гонений было практически невозможно использовать какие-либо принадлежности.

Первым упоминанием церковного колокола считается предание святейшего Павлина, епископа Ноланского в 353-431 годах. Он описывает свое видение: ему явился ангел, который спускался с неба. В его руках были полевые цветы колокольчики, которые издавали дивные звуки. Форма цветков подсказали Павлину ту самую форму церковных колоколов, которые начали использоваться во время богослужений.

На Руси колокола появились практически при самых истоках христианства: они пришли с Запада и постепенно так называемые «новые звоны» вошли в каноны церковной литургии.

Основные даты и факты истории колокола в церкви

Предания говорят, что непосредственно на Руси колокола начали применять в 988 году: сначала при Успенской и Ирининской церквях в Киеве, потом в 1106 год Антоний Римлянин слышал «великий звон» при храме святой Софии в Новгороде. В конце 19 века колокола были установлены в храмах Владимира на Клязьме, Полоцка и Новгорода-Северского.

В летописи 1194 года рассказывается о русских мастерах, чьи руки работали над церковными колоколами. В начале 12 века у русских мастеров были свои собственные небольшие литейные мастерские, в которых они отливали небольшие колокола, но совершенно гладкие, без надписей. После татаро-монгольского нашествия колокольное дело угасает в Древней Руси, но уже в 14 веке возобновляется в Москве. Особенно был известен некий Борис, который отлил много небольших колоколов для большинства соборных храмов того времени.

Предания о самых звучных колоколах

История рассказывает, что первые колокола знаменитого храма Воскресения Христова (на крови), расположенного в Петербурге, впервые зазвонили в 1907 году. Богомольцы были призваны на молебен звуками четырех больших и впечатляющего числа небольших колоколов. Сам Аристарх Израилев настраивал их звоны. Этот известный ростовский протоиерей смог добиться того, что колокола исполняли мелодии «Боже, царя храни» и «Коль славен» в дополнении к богослужебным звонам. Уже к началу 20 века по разнообразию тонов и мелодичности звоны петербургского храма превзошли самые известные московские и ростовские звоны.

В большинстве случаев колокола изготавливали из специальной меди, но также встречались изделия из других металлов:

  • например, в Досифеевой пустыни, расположенной на берегу Шексны, их создавали из чугуна;
  • в Соловецком монастыре было два колокола из камней;
  • в Обнорском монастыре установили 8 колоколов из листового железа;
  • также известна Тотьма своим особенным колоколом из стекла;
  • и харьковский Успенский кафедральный собор, в котором был колокол весом 17 пудов из чистейшего серебра.

На самом деле церковные колокола имеют богатейшую историю и проделали большой исторический путь, прежде чем стали неотъемлемой частью служения в православных храмах. Сегодня невозможно представить величие строения, которое не освящено звоном колоколов.

История церковного колокола: сегодняшнее время

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексей Второй учредил фонд «Колокола России», миссия которого возродить древние традиции удивительного искусства отливания колоколов. На данный момент в мастерских фонда создаются изделия весом от 5 килограмм до 5 тонн!

Церковный колокол — часть истории православной веры и один из самых больших элементов литургии. Конечно, дома невозможно использовать этот символ, но если стремитесь блюсти православные традиции, обратите внимание на нашу продукцию: настольные иконы помогут совершать молитвы в любой комнате вашего дома, автомобильные иконы сохранят в пути, а требные кресты обязательно будут использоваться во время церковных таинств.

Да будет вера ваша крепка в любое время и обстоятельствах!

По вере вашей да будет вам
0